Вячеслав Левкович, представитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Давлекановском районе Республики Башкортостан, прокомментировал ситуацию о неэффективном управлении муниципальной собственностью:
Задача министерствам сегодня поставлена одна - это цифровая трансформация. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2429 "О проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости», в ряде регионов страны проводится эксперимент – по созданию единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Данный эксперимент направлен на решение, в том числе, следующих задач: повышение достоверности, качества и полноты сведений об объектах недвижимости и территориях, содержащихся в государственных информационных ресурсах; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости; исключение необходимости ввода одних и тех же данных в различные информационные системы за счет распределенной ответственности за формирование сведений и использование информационных сервисов при обмене данными; повышение доходной части консолидированных бюджетов от имущественных налогов и сборов; обеспечение возможности дополнения ведомственных информационных ресурсов новой достоверной информацией об объектах управления.
Базовыми данными для создания единого ресурса являются сведения из ЕГРН, единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.
Вопросами контроля за использованием государственного и муниципального имущества в Республики Башкортостан региональное отделение занимается не первый год. Здесь нами был наработан большой опыт, позволяющий сегодня конструктивно говорить о том, что проблема качества управления, как говорили когда-то, народной собственностью - это проблема, существующая в буквально в каждом регионе страны.
Казалось бы, вопросы эффективности управления муниципальной собственности касаются только наполняемости местных муниципальных образований, однако, в процессе работы с обращениями граждан внезапно мы сталкивались, например, с тем что, подчас качества комфортного проживания населения целых муниципальных образований могут касаться напрямую темы эффективности управления местных администраций.
Например, одним из таких из примеров, совершенно вопиющих, это вопрос водоснабжения в одном из муниципальных образований республики. Выяснилось, что невозможно выделить средства из местного бюджета на ремонт и модернизацию старой системы водоснабжения в населённом пункте ввиду того, что водопровод не находится в муниципальной собственности.
Соответственно вместо проведения работ по ремонту и модернизации необходимо вначале провести "бумажную" работу по учету собственности, а население вынуждено "пить" ожидания вместо чистой воды.
И здесь необходимо заметить, что эта "бумажная" работа, далеко, не на один день.
Неэффективное управление муниципальной собственностью приводит к потерям поступлений в бюджет. Каждый раз выявляя не учтенные сельскохозяйственные площади, которые используются, однако без официальных договоров аренды - мы вынужденно идем самым длинным, но, при этом, единственным путем. На запросы министерствам уходят многие месяцы. При этом почти каждый раз мы получаем ответы, в которых в очередной раз должностные лица отвечают, что конкретно их министерство не отвечает за контроль, а в конечном итоге, добиваясь постановки на учёт собственности, не за что не отвечающее министерство стремиться поскорее провести открытые торги и передать имущество арендатору.
Остается только считать потери бюджета за этот период. Иногда ситуация доходит до полного абсурда. Например, Минземимущество республики может, например, со всей серьезностью заявлять, что они знают о том, что муниципальное имущество используется незаконно, при чем по многу лет, однако они ничего не могут сделать, поскольку у них нет достаточных полномочий для контроля, которым наделен только Росреестр. В свою очередь Росреестр говорит о том, что, тот же Минземимущества им не предоставляет таких данных.
В итоге имеем полный хаос в системе управления собственностью и его учета в единой информационной системе.
При этом следует отметить, что между региональными министерствами, в ведении которых находиться муниципальная собственность, и тем же Росреестром, который имеет федеральное подчинение должным образом не налажен нормальный обмен данными. Министерства и находящиеся в их подчинении территориальные отделы управления собственностью несвоевременно передают новые данные в информационную систему. При этом Росреестр, наделенный полномочиями для контроля за использованием имущества, на практике уходит в сторону от всякой ответственности, объявляя себя просто регистратором.
В итоге на сегодняшний день в единой системе учета относительно государственной и муниципальной собственности твориться фирменный хаос.
Пресечь это и провести полную модернизацию системы учета и направлено постановление правительства.
Однако, есть детали, на которые следует обратить внимание в первую очередь:
Во-первых, как уже было описано выше это проблема устаревших данных в системе. Кроме того, качество этих данных зачастую, как показывает практика, в хозяйствах Росреестра бесследно исчезает не только муниципальная, но и государственная собственность. Теряются территории военных баз, городских коммуникаций, месторождения природных ископаемых и даже объекты культурного наследия федерального значения.
Если цифровую трансформацию системы проводить при этих условиях, то завтра вместо хаоса мы получим "цифровой хаос", после чего придется потратить ещё не один год, если не десятилетие, чтобы привести в порядок систему от последствий такой модернизации.
Яркий пример тому случай в Нижегородской области, когда, внезапно, в системе ЕГРН появились дополненные данные координат местного лесничества, но вместе с тем исчезли территории муниципального образования, при чем вместе с дорогами, улицами, строениями, административными зданиями. Осложняется процесс цифровой трансформации еще и тем, что до сих пор не в одной информационной системе не существует эталонных данных, например, о границах муниципалитетов и целых регионов. В результате при проведении эксперимента Росреестр уже столкнулся с тем, что при оцифровке пересекаются границы лесного, водного фонда и границы муниципальных образований.
Во-вторых, весьма показательным является пример Республики Башкортостан, когда на законодательном уровне власти попытались наделить Минземимущество республики дополнительными полномочиями для контроля за использованием муниципального имущества. Однако законопроект был встречен, что называется, в штыки местными муниципальными образованиями. Есть мнение, не без оснований, что это связанно с высоким уровнем коррупционной составляющей. В результате из поправок полномочия контроля были исключены и только в таком урезанном виде законопроект прошел голосование в Государственном Собрании Республики.
Кроме того, данный законопроект подвергся жесткой критике со стороны Росреестра, который при обсуждении на комитетах указал на недостаточный кадровый ресурс Минземимущества республики для осуществления такой деятельности.
При этом, нужно обратить внимание, что сам Росреестр в рамках проведения госзаказа использует единственного поставщика картографических работ-это Роскартография. Согласно открытых данных в 2020 году Роскартографией проведены работы на площади в 450 тысяч квадратных километров. При площади страны в 17 миллионов квадратных километров на цифровую трансформацию уйдет 40 лет.
При этом от этих данных зависит отрасли строительства, промышленность, деятельность ресурсодобывающих и ресурсоснабжающих организаций, развитие инфраструктуры и, как следствие общий инвестиционный климат в стране.
Дабы предупредить подобное развитие ситуации региональным отделением партии в республики Башкортостан подготовлены и переданы конструктивные предложения в правительство республики, которые призваны обеспечить дополнительный контроль за муниципальной собственностью.