Иногда я задумываюсь, что термин "вредительство" появился в 1930-е годы не на пустом месте. Вот судите сами. Сбербанк заявил о продаже турецкого Deniz Bank, своей крупнейшей дочерней компании за рубежом. Сумма сделки составила 3,18 млрд долл., а приобретен Deniz Bank был в 2012 году за 3,5 млрд долл. Убыток государственному банку в 300 млн долл. походя только на одной сделке — это как так можно умудриться?
Притом что, по оценке экспертов, Deniz Bank был очень прибыльным и на март этого года оценивался в 5,3−5,5 млрд. долл. Но нет — продали дешевле даже цены покупки. Более того, как отмечает "Коммерсантъ",: "не исключено, что в соглашении могут быть прописаны ковенанты, в результате которых к моменту закрытия сделки цена может быть снижена еще, считают эксперты".
В Сбербанке придумали для этого два оригинальных объяснения. Так, финансовый директор Денис Морозов заявил Reuters: "С учетом изменения курса валют с 2012 года продажа актива имеет однозначно положительный эффект на капитал и прибыль Сбербанка". Мол, в 2012 году доллар был по тридцать рублей, и покупка обошлась в 148 млрд руб., а сейчас доллар по шестьдесят, поэтому получили 210 млрд руб. Вроде как даже выгода!
Только вопрос к таким горе-финансистам — а разве бельгийцы, у которых вы купили в 2012 году этот турецкий банк, сторговали вам его за рубли? И сейчас арабы покупают у вас за рубли? На мировом рынке сделки идут в твердой универсальной валюте — доллары, евро. И на этой сделке вы погорели, взяли цену меньше не только реальной, но даже ниже цены покупки! И пытаетесь оправдаться тем, что в пересчете на рубли получается больше. Ну, если продать в момент, когда доллар шел по восемьдесят рублей, можно было нарисовать на бумаге показатели еще красивее — но ведь всем понятно, что это фикция. Сделка вами проведена крайне убыточная.
Второе объяснение Сбербанка — это западные санкции. "Наш турецкий банк… находится под европейскими санкциями, что делает его неконкурентоспособным на турецком рынке", — заявил Герман Греф 22 мая в эфире телеканала "Россия 24". Но эти санкции введены еще в 2014 году, и почему-то еще 19 июля 2016 года Греф, несмотря на наличие этих санкций (причем отмены американских удалось добиться уже в конце 2014 года), категорически отказывался продавать Deniz Bank даже сразу после попытки военного переворота в Турции, когда ситуация в этой стране была очень нестабильна, а будущее — туманно. А сейчас — нет, срочно продать!
И именно в тот момент, когда экономические и политические отношения России и Турции стремительно улучшаются, а после визита Владимира Путина в Анкару 3−4 апреля этого года совершили настоящий прорыв. И вместо того чтобы получать прибыли на работе с растущей турецкой экономикой, Сбербанк уходит из страны — причем так демонстративно хлопая дверью, что турки могут задуматься: действительно ли Россия хочет с нами дружить и долгосрочно сотрудничать, если так себя ведет по отношению к нам ее крупнейший государственный банк?
При этом Греф не продает сеть Сбербанка на враждебной нам Украине, где его деятельность с 2016 года парализована националистами и точно прибыли не светят, а докапитализирует свою украинскую "дочку" на весьма крупные суммы. А вот в российском Крыму открывать филиалы не менее упорно не хочет. Не находите, что в этом есть какая-то последовательность, хотя и странная?
Не могу не упомянуть и странную любовь Грефа к индийским мистикам, один из которых сначала читал лекции сотрудникам Сбербанка, а в этом году был приглашен Грефом даже с выступлением на пленарное заседание Петербургского международного экономического форума.
В новейшей российской истории известны случаи, когда увлечения руководства банков эзотерическими практиками и насаждением их среди сотрудников приводило до этого цветущие мощные организации к краху. Самый известный пример — банк "Уралсиб" (рекомендую подробную статью об этом, вышедшую в 2015 году в русском Forbes). Сбербанк держится на плаву не за счет инноваций Грефа, а за счет статуса главного банка для бюджетников. Но и это не вечно. И закрывать глаза на странности руководства, крайне убыточные сделки и откровенно негативные для нашей страны действия бесконечно тоже нельзя.
Владимир Лактюшин, руководитель движения "ТИГРЫ РОДИНЫ" (молодежного крыла партии "РОДИНА") специально для Regnum